Жаль, что пока мне не удалось увидеть ее в музее, но возможно уже завтра получится это исправить, а пока что картинки под катом и попытки восприятия ...

Николай Можайский. Пермь, конец 17 - начало 18 века.
Почти тысячу лет христиане Востока и Запада поклонялись привычному, каноническому образу Св. Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой.
Но в небольшом Можайске образ обрел новую символику: меч и град.
Сохранилось предание о его помощи жителям города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами. В ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города последовало чудесное видение: Святой Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором.
Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можайск в знак охранения его. Меч и храм, как символы «военного одоления» и помощи в ратных делах, одновременно напоминали о горячей защите православной веры и учения Христа. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в благодарное воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение чудесного образа своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе.
Фигура Николая - вертикаль, я бы даже сказала арка (прямоугольная внизу, округлая в верхней части). При попытке восприятия заставляет позвоночник жестко выпрямиться и потянуться вверх.
Линии бровей-арок, повторяющие их ритм надбровные луги, резкая прямая линия носа - тело напрягается, его положение очень устойчиво, сильный энергичный вдох, мышцы очень сильные!Фигура Николая - вертикаль, я бы даже сказала арка (прямоугольная внизу, округлая в верхней части). При попытке восприятия заставляет позвоночник жестко выпрямиться и потянуться вверх.
Холодный блеск меча и одежды отстраняют.
Николай - грозный защитник, чувствуется сила (хоть и справедливая, но грозная), энергия.
Фрагменты:


И совсем другая скульптура 16 века:

Если предыдущий фрагмент заставлял сделать энергичный вдох, то здесь с облегчением выдыхаешь, а затем устанавливается спокойное ровное глубоке дыхание, лицо и мышцы расслабляются, и приходит ощущение мягкости и покоя.
Николай - не грозный защитник, а добрый хранитель города.

Большая часть линий - четкие, но не жесткие, округлые. Колорит теплый, земной, он не отталкивает, а наоборот дает спокойно вдохнуть-выдохнуть и расслабиться. Фигура представляет собой овал - нимб уравновешен снизу округлой формой одежды.
Даже уши здесь мягкие и округлые, а в первом фрагменте резкие, графичные, заостренные.
А в правой руке нет меча.

Параскева Пятница. 16в.


Параскева Пятница. 18в. Пермь.



Снятие с креста. 16 век.


Поклонный крест, Пермь. Архангел.

Поклонный крест, Пермь, распятие.

Фрагменты:


Нет никакого страдания. Христос мирно спит. А этот мягкий широкий нос делает его очень добрым, похожим на ребенка.
А вот еще одно распятие из Перми, Христос- татарин, 17 век.

Иоанн, архиепископ Новгородский, 16 век.


Леший, 18-19 в.

Домовой, конец 18в.
